Экономика наверстывания. Как Украине воспользоваться “преимуществами” отставания

09.10.17

vlasiuk200x300В миро­вой эко­но­ми­че­ской нау­ке настоль­ко вели­ко коли­че­ство нара­бо­ток, что любая раци­о­наль­ная мысль или дей­ствие непре­мен­но най­дет под­твер­жде­ние сво­ей пра­виль­но­сти в какой-то уже суще­ству­ю­щей тео­рии. И это зако­но­мер­но, посколь­ку все солид­ные эко­но­ми­че­ские тео­рии так или ина­че были резуль­та­та­ми талант­ли­вых наблю­де­ний или реак­ци­ей на про­цес­сы, кото­рые уже раз­во­ра­чи­ва­лись в эко­но­ми­че­ском бытии.

Напри­мер, Адам Смит рас­по­знал неви­ди­мую руку рын­ка, кото­рая регу­ли­ру­ет эко­но­ми­че­ское пове­де­ние субъ­ек­тов и через кон­ку­рен­цию ведет к про­грес­су. Джон Кейнс раз­ра­бо­тал уни­вер­саль­ные меры госу­дар­ствен­но­го вме­ша­тель­ства, или кон­тр­цик­ли­че­ской поли­ти­ки, что­бы про­ти­во­дей­ство­вать этой руке, когда она ведет к кри­зи­су или же к ката­стро­фе, как это про­изо­шло в 30-е годы про­шло­го века. Нео­клас­си­ки (Фри­дрих фон Хай­ек, Мил­тон Фрид­ман…) в нуж­ное вре­мя воз­ра­зи­ли Кейн­су, отме­тив, что чрез­мер­ное госу­дар­ствен­ное вме­ша­тель­ство сни­жа­ет эффек­тив­ность раз­ме­ще­ния ресур­сов, при­во­дит к хро­ни­че­ским дефи­ци­там бюд­же­та и росту инфля­ции, про­тив кото­рой “арсе­нал” Кейн­са все же не всесилен.

Конеч­но, все это упро­ще­ние весь­ма серьез­ных тео­рий, сви­де­тель­ству­ю­щее, одна­ко, о пра­виль­но­сти каж­дой из них, в зави­си­мо­сти от того, в какой кон­крет­ной ситу­а­ции их “вытас­ки­ва­ют” или к ним апел­ли­ру­ют. Поэто­му про­фес­си­о­наль­ные эко­но­ми­сты осте­ре­га­ют­ся шаб­лон­но­го наве­ши­ва­ния ярлы­ков типа “кейн­си­а­нец” или “фрид­ма­но­вец”, а вме­сто того кон­цен­три­ру­ют­ся на ана­ли­зе фак­тов, что­бы понять, какие из уже нара­бо­тан­ных инстру­мен­тов надо при­ме­нить в кон­крет­ных обсто­я­тель­ствах для “лече­ния” той или иной ситу­а­ции. Порой в про­цес­се тако­го поис­ка эко­но­ми­сты нахо­дят и пред­ла­га­ют поли­ти­кам новые мето­ды или, ско­рее, их ком­би­на­ции, даю­щие неожи­дан­но эффек­тив­ный резуль­тат имен­но для это­го объ­ек­та. Тогда их сов­мест­ная рабо­та рож­да­ет оче­ред­ную исто­рию успеха.

Укра­и­на, оче­вид­но, зажда­лась соб­ствен­ной успеш­ной исто­рии. Как и Мир — появ­ле­ния Укра­и­ны в сфор­ми­ро­ван­ном и непре­мен­но при­вле­ка­тель­ном обра­зе. Она все еще нахо­дит­ся на рас­пу­тье, без чет­ких целей и при­о­ри­те­тов, вопло­щен­ных в ско­ор­ди­ни­ро­ван­ное дей­ствие обще­ствен­ных инсти­ту­тов. Мож­но гово­рить, что глав­ная про­бле­ма Укра­и­ны — в ее поли­ти­ках. Пусть так, но это не отме­ня­ет зада­чу укра­ин­ских эко­но­ми­стов, кото­рые долж­ны делать свое дело, а имен­но — пред­ло­жить реше­ние для кон­крет­ных и уни­каль­ных усло­вий Укра­и­ны. Ина­че гово­ря, най­ти то, что под­хо­дит нам сей­час, руко­вод­ству­ясь здра­вым смыс­лом и не замо­ра­чи­ва­ясь согла­со­ва­ни­ем это­го с миро­вы­ми рецеп­та­ми “спа­се­ния” и доми­ни­ру­ю­щи­ми взгля­да­ми меж­ду­на­род­ных учре­жде­ний по эко­но­ми­че­ско­му развитию.

Был бы успех, а объ­яс­не­ние най­дет­ся. Вели­кие рефор­ма­то­ры дей­ство­ва­ли, ско­рее, инту­и­тив­но, но всех их вели вели­кие цели и наме­ре­ния. Укра­и­на может и долж­на ста­вить перед собой мас­штаб­ные и высо­кие зада­чи, напри­мер — попасть в груп­пу самых бога­тых и наи­бо­лее тех­но­ло­гич­ных стран мира. Но реше­ние этих задач при­дет толь­ко изнут­ри самой Укра­и­ны, посколь­ку мно­же­ство сил и моти­вов, дей­ству­ю­щих в Укра­ине, непо­нят­ны для посто­рон­не­го гла­за, а глав­ное — сами эти реше­ния тре­бу­ют высо­кой пас­си­о­нар­но­сти, кото­рую невоз­мож­но при­не­сти извне.

Ныне дистан­ция, отде­ля­ю­щая эко­но­ми­ку Укра­и­ны от эко­но­мик ее сосе­дей, огром­на, и она все еще про­дол­жа­ет рас­ти. На 2016 г. ВВП Укра­и­ны, по пари­те­ту поку­па­тель­ной спо­соб­но­сти, был в несколь­ко раз ниже ВВП Тур­ции и Поль­ши (см. рис. 1).Screenshot 1

В 2016 г. при­рост ВВП Укра­и­ны в посто­ян­ных ценах состав­лял все­го 1,5%, что ниже от тем­пов роста тех же Поль­ши (3,1%), Тур­ции (3,3%) или Сло­ва­кии (3,4%). В теку­щем году, по офи­ци­аль­но­му про­гно­зу, в Укра­ине мож­но ожи­дать, опять-таки, 1,8% уве­ли­че­ния ВВП, а вот по ЕС — око­ло 3% от их несо­по­ста­ви­мо более высо­кой срав­ни­тель­ной базы.

В тече­ние 2000–2016 гг. сред­не­го­до­вой рост эко­но­ми­ки Укра­и­ны соста­вил 2,3% и был обес­пе­чен цик­лом высо­кой конъ­юнк­ту­ры на сырье, в част­но­сти руд­ную и метал­лур­ги­че­скую про­дук­цию в 2000–2008 гг. Когда этот цикл закон­чил­ся, для нашей моно­струк­тур­ной эко­но­ми­ки насту­пил про­вал, и в тече­ние 2009–2016 гг. в сред­нем тем­пы роста уже были отри­ца­тель­ны­ми — минус 2,4%. И, что важ­но и пока­за­тель­но, ситу­а­цию не спас­ло сель­ское хозяй­ство, сред­ние тем­пы при­ро­ста кото­ро­го в 2009–2016 гг. состав­ля­ли 5%, а доля в ВВП Укра­и­ны достиг­ла рекорд­ных 12,5%.

Иная ситу­а­ция наблю­да­лась в груп­пе сосед­них стран. Эти стра­ны стой­ко дер­жат­ся в трен­де роста бла­го­да­ря их дивер­си­фи­ци­ро­ван­ной про­мыш­лен­ной струк­ту­ре, кото­рая на сего­дняш­ний день и обес­пе­чи­ва­ет им соот­вет­ству­ю­щие пока­за­те­ли роста. Кро­ме того, эта дивер­си­фи­ци­ро­ван­ная струк­ту­ра спо­соб­на пред­ла­гать хоро­шо опла­чи­ва­е­мые рабо­чие места, при­вле­кая рабо­чих из дру­гих стран. Толь­ко Поль­ша, где, как и в Укра­ине, есте­ствен­ный при­рост насе­ле­ния отри­ца­тель­ный, в тече­ние бли­жай­ших пяти лет будет нуж­дать­ся в око­ло 5 млн тру­до­вых имми­гран­тов. Конеч­но, в первую оче­редь она рас­счи­ты­ва­ет на Укра­и­ну. И небез­осно­ва­тель­но, посколь­ку контр­пред­ло­же­ния для сво­их граж­дан у Укра­и­ны сей­час нет (см. рис. 2).Screenshot 2

Суще­ству­ют отно­си­тель­но про­стые и вме­сте с тем важ­ные экономико-социальные зако­но­мер­но­сти. Напри­мер: стра­на, у кото­рой наблю­да­ет­ся отток или умень­ше­ние тру­до­вых ресур­сов, не может рас­счи­ты­вать на про­дол­жи­тель­ный и устой­чи­вый рост. Или дру­гая: у стран с низ­ким уров­нем дохо­дов доми­ни­ру­ет низ­ко­тех­но­ло­гич­ная про­мыш­лен­ность, со сред­ним — сред­не­тех­но­ло­гич­ная, а у раз­ви­тых стран с высо­ким уров­нем дохо­дов — соот­вет­ствен­но, высокотехнологичная.

Итак, спа­сти Укра­и­ну от гео­эко­но­ми­че­ско­го ваку­у­ма может толь­ко раз­ви­тие, при­чем неза­мед­ли­тель­ное, дивер­си­фи­ци­ро­ван­ной и высо­ко­тех­но­ло­гич­ной про­мыш­лен­но­сти, преж­де все­го обра­ба­ты­ва­ю­щей. Ина­че — гео­по­ли­ти­че­ское пора­же­ние, о кото­ром в послед­нее вре­мя так наг­ло пишут недру­же­ствен­ные ана­ли­ти­ки как на восток от нас, так и на запад.

Кон­струк­ция эко­но­ми­ки наверстывания

Но есть ли выход из такой сверх­слож­ной ситу­а­ции, в кото­рой нахо­дит­ся Укра­и­на? Убеж­ден, что он есть, и его, как не стран­но, нуж­но искать, в част­но­сти, и в нашем теку­щем отста­ва­нии. Ведь оно диа­лек­ти­че­ски несет в себе воз­мож­ность навер­сты­ва­ния, как сле­ду­ю­ще­го, иду­ще­го за отста­ва­ни­ем, эта­па. Такое навер­сты­ва­ние осу­ще­стви­ли в раз­ные вре­ме­на раз­ные стра­ны мира. В част­но­сти пост­мар­шал­лов­ские госу­дар­ства Запад­ной Евро­пы в 50–60-е годы про­шло­го века, Южная Корея в 1965–1980, Поль­ша в 1993–2000, Китай — 2000–2007, Тур­ция — 2000–2007, Син­га­пур — 1965–1980, Бра­зи­лия — в 1993–2008гг.

Стра­ны раз­ные, но общее в их успе­хе — то, что все они достиг­ли улуч­ше­ния тех­но­ло­гич­но­сти струк­ту­ры мате­ри­аль­но­го про­из­вод­ства как осно­вы даль­ней­ше­го устой­чи­во­го роста. Изме­ни­ли в поль­зу дивер­си­фи­ци­ро­ван­ной пере­ра­ба­ты­ва­ю­щей (или, что то же самое, обра­ба­ты­ва­ю­щей) про­мыш­лен­но­сти, при умень­ше­нии доли сель­ско­го хозяй­ства. То есть все они про­шли фазу струк­тур­но­го эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, кото­рая и обес­пе­чи­ла про­дол­жи­тель­ный и устой­чи­вый рост экономики.

Сле­до­ва­тель­но, то же самое долж­на осу­ще­ствить и Укра­и­на, при­ме­нив кон­цен­три­ро­ван­ную поли­ти­ку струк­тур­но­го обнов­ле­ния про­мыш­лен­но­сти, кото­рая, в част­но­сти, ради­каль­но повы­си­ла бы ее спо­соб­ность к глу­бо­кой пере­ра­бот­ке мест­но­го сырья. Важ­но отме­тить, что ряд выше­пе­ре­чис­лен­ных стран, напри­мер Корея, Тур­ция или Китай, не име­ли в сво­ей исто­рии того пери­о­да инду­стри­аль­ной сла­вы, кото­рый был у Укра­и­ны. То есть перед соб­ствен­ным инду­стри­аль­ным пере­хо­дом у них за пле­ча­ми не было опы­та про­из­вод­ства само­ле­тов, ракет или энер­ге­ти­че­ско­го обо­ру­до­ва­ния, кото­рый был и есть у Укра­и­ны. Но они навер­ста­ли с пози­ций, усту­пав­шим укра­ин­ским, как мини­мум, по кри­те­рию тех­но­ло­ги­че­ской под­го­тов­лен­но­сти рабо­чих и инду­стри­аль­но­го опы­та. Поэто­му здесь у Укра­и­ны обри­со­вы­ва­ет­ся некое услов­ное пре­иму­ще­ство, сви­де­тель­ству­ю­щее о нали­чии чело­ве­че­ско­го капи­та­ла, спо­соб­но­го во вре­мя тако­го пере­хо­да сра­зу раз­вить высо­ко­тех­но­ло­гич­ную про­мыш­лен­ную структуру.

Диф­фе­рен­ци­аль­ный ана­лиз воз­мож­но­стей в отставании

Теперь взгля­нем на ряд важ­ных и инте­рес­ных обсто­я­тельств, кото­рые порож­да­ет нынеш­нее состо­я­ние эко­но­ми­че­ско­го отставания.

1. Эко­но­ми­ка Укра­и­ны как целост­ная систе­ма, в част­но­сти ее про­из­вод­ствен­ная сфе­ра, абсо­лют­но не насы­ще­на уже успеш­но рабо­та­ю­щи­ми в мире тех­но­ло­ги­я­ми. Соот­вет­ствен­но, если при­ме­нить эти тех­но­ло­гии для глу­бо­кой пере­ра­бот­ки наше­го сырья, создан­ная в Укра­ине добав­лен­ная сто­и­мость будет рас­ти в разы. То есть речь идет о заим­ство­ва­нии тех­но­ло­гий извне как уни­каль­ной воз­мож­ность совре­мен­но­го гло­баль­но­го мира. Ниже пред­став­ле­ны при­ме­ры раз­вер­ты­ва­ния добав­лен­ной сто­и­мо­сти путем внед­ре­ния неко­то­рых совре­мен­ных пере­ра­ба­ты­ва­ю­щих тех­но­ло­гий (см. рис. 3).Screenshot 3

Эти тех­но­ло­гии уже рабо­та­ют по ту сто­ро­ну гра­ниц с Поль­шей или Тур­ци­ей. Так поче­му они не могут рабо­тать у нас?

Тех­но­ло­ги­че­ское заим­ство­ва­ние изме­нит струк­ту­ру мате­ри­аль­но­го про­из­вод­ства Укра­и­ны, сде­лав его дивер­си­фи­ци­ро­ван­ным и менее зави­си­мым от сырье­вых цено­вых цик­лов. Оно нуж­да­ет­ся в ква­ли­фи­ци­ро­ван­ном тру­де, поэто­му авто­ма­ти­че­ски будет пред­ла­гать высо­ко­опла­чи­ва­е­мые рабо­чие места.

Еще один аспект про­из­во­ди­тель­но­сти при­вле­че­ния пере­ра­ба­ты­ва­ю­щих тех­но­ло­гий для Укра­и­ны заклю­ча­ет­ся в том, что на про­из­ве­ден­ную про­дук­цию суще­ству­ет высо­кий и устой­чи­вый спрос на внеш­них рын­ках. То есть мы зна­чи­тель­но нарас­тим экс­порт про­дук­ции с более высо­кой добав­лен­ной сто­и­мо­стью, а это имен­но то, что нуж­но в теку­щих обсто­я­тель­ствах. От экс­пор­та зара­бо­та­ют кор­по­ра­ции и домо­хо­зяй­ства, полу­чив воз­мож­ность нако­пить ресур­сы для даль­ней­ших инве­сти­ций и акти­ви­за­ции внут­рен­не­го спро­са. Тем самым запус­ка­ет­ся цикл дина­ми­че­ско­го раз­ви­тия, кото­рое закан­чи­ва­ет­ся толь­ко тогда, когда про­ис­хо­дит насы­ще­ние товар­но­го пред­ло­же­ния и исчер­пы­ва­ет­ся потен­ци­ал нара­ще­ния при­сут­ствия на внеш­них рынках.

2. Но теку­щее отста­ва­ние Укра­и­ны дела­ет это про­стран­ство очень широ­ким. Сего­дня Укра­и­на почти неза­мет­на на меж­ду­на­род­ных рын­ках потре­би­тель­ских това­ров или про­дук­ции про­ме­жу­точ­но­го потреб­ле­ния с высо­кой добав­лен­ной сто­и­мо­стью. Исклю­че­ние пред­став­ля­ют все те же зер­но­вые, мас­ло, метал­ло­про­кат, кото­рые с радо­стью заку­па­ют­ся, посколь­ку явля­ют­ся важ­ным фак­то­ром про­ду­ци­ро­ва­ния добав­лен­ной сто­и­мо­сти из это­го сырья в странах-импортерах.

А вот потен­ци­аль­ной груп­пы това­ров с кон­ку­рент­ны­ми пре­иму­ще­ства­ми орга­ни­за­ции про­из­вод­ства в Укра­ине на внеш­них рын­ках вооб­ще нет, посколь­ку про­из­во­дит­ся она в неболь­ших мас­шта­бах или не выпус­ка­ет­ся вооб­ще. О груп­пе това­ров со срав­ни­тель­ны­ми кон­ку­рент­ны­ми пре­иму­ще­ства­ми про­из­вод­ства в Укра­ине (comparative advantage factors) сле­ду­ет гово­рить в отдель­ной ста­тье. А здесь толь­ко отме­тим: эта груп­па для Укра­и­ны настоль­ко вели­ка, что не сто­ит искать ана­ло­гов в дру­гих странах.

Доля Укра­и­ны в миро­вом импор­те в 2016 г. состав­ля­ет лишь 0,2%. Та же Поль­ша и Тур­ция зани­ма­ют по 1,2%. Но самое инте­рес­ное для нас — мизер­ность наше­го при­сут­ствия во внеш­нем импор­те стран ЕС: все­го 0,8%. Послед­нее озна­ча­ет, что укра­ин­ские пред­при­я­тия могут в разы нара­щи­вать экс­порт, не пере­сту­пая крас­ной чер­ты при­сут­ствия на рын­ке, за кото­рой насту­па­ет реак­ция мест­ных про­из­во­ди­те­лей. В отли­чие, ска­жем, от китай­ских кор­по­ра­ций, кото­рые уже обо­зна­че­ны крас­ным цветом.

3. В кон­це кон­цов, свои пре­иму­ще­ства име­ет необ­хо­ди­мость обнов­ле­ния базо­вой социально-экономической инфра­струк­ту­ры. Она еще кое-как выпол­ня­ет свои функ­ции, одна­ко уста­ре­ла физи­че­ски и мораль­но. Инве­сти­ци­он­ная задол­жен­ность перед этой инфра­струк­ту­рой, изме­рен­ная как объ­ем средств, необ­хо­ди­мых на заме­ще­ние объ­ек­тов, отра­бо­тав­ших свой нор­ма­тив­ный ресурс, в четы­ре раза пре­вы­ша­ет годо­вой номи­наль­ный ВВП стра­ны в 93 млрд долл. США в 2016 г. (см. табл. 1).Screenshot 4

Важ­но сде­лать одно прин­ци­пи­аль­ное уточ­не­ние. Име­ю­ща­я­ся инфра­струк­ту­ра долж­на не про­сто обнов­лять­ся, а рекон­стру­и­ро­вать­ся под потреб­но­сти новой про­мыш­лен­ной струк­ту­ры. То есть нуж­но стро­ить доро­ги и созда­вать резерв энер­ге­ти­че­ских мощ­но­стей преж­де все­го в реги­о­нах, в кото­рых выгод­но орга­ни­зо­вы­вать те же пред­при­я­тия по пере­ра­бот­ке раз­но­го сырья.

Где это делать? Напри­мер, вдоль Дне­пра, и мы не оши­бем­ся! К Дне­пру при­ле­га­ют тер­ри­то­рии, про­ду­ци­ру­ю­щие сель­ско­хо­зяй­ствен­ное сырье, желез­ную, ура­но­вую и дру­гие руды, те же метал­ли­че­ские полу­фаб­ри­ка­ты. Обла­сти, по кото­рым течет Днепр, — Чер­ни­гов­ская, Киев­ская, Чер­кас­ская, Дне­про­пет­ров­ская, Запо­рож­ская, Хер­сон­ская, Нико­ла­ев­ская, — про­из­во­дят 34% все­го укра­ин­ско­го зер­на. Вдоль Дне­пра уже есть чело­ве­че­ские ресур­сы и инду­стри­аль­ная инфра­струк­ту­ра, а сама река — неоце­ни­мый логи­сти­че­ский эле­мент для транс­пор­ти­ров­ки про­дук­ции к потребителям.

Итак, инфра­струк­тур­ное отста­ва­ние опре­де­ля­ет огром­ные объ­е­мы внут­рен­не­го зака­за на инве­сти­ци­он­ную про­дук­цию, боль­шин­ство кото­рой про­из­во­дит­ся в Украине.

Точ­ка рекон­струк­ции экономики

Таким обра­зом, в одном месте и в одно вре­мя в Укра­ине сов­пал ряд фак­то­ров, про­грам­ми­ру­ю­щих инду­стри­аль­ную струк­тур­ную транс­фор­ма­цию. Они одно­вре­мен­но ее импе­ра­тив­но тре­бу­ют и обес­пе­чи­ва­ют ресур­са­ми. Эту пози­цию мож­но назвать точ­кой рекон­струк­ции эко­но­ми­ки. Пра­виль­но стар­туя с этой точ­ки, все успеш­ные стра­ны дости­га­ют опе­ре­жа­ю­щих тем­пов эко­но­ми­че­ско­го роста. Ина­че гово­ря, осу­ществ­ля­ют эко­но­ми­че­ское навер­сты­ва­ние, кото­рое выво­дит их или мак­си­маль­но при­бли­жа­ет к груп­пе раз­ви­тых стран по про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да и уров­ню дохо­дов населения.

Раз­ви­тые же стра­ны не могут нахо­дить­ся в таком интен­сив­ном дви­же­нии, посколь­ку они уже сде­ла­ли этот пере­ход, насы­тив свою эко­но­ми­ку тех­но­ло­ги­я­ми, инфра­струк­ту­рой и осу­ще­ствив “раз­ре­шен­ную” экс­порт­ную экс­пан­сию. Их даль­ней­шее раз­ви­тие обу­слов­ле­но, ско­рее, тех­но­ло­ги­че­ски­ми про­ры­ва­ми, что обя­зы­ва­ет их быть на пере­до­вом рубе­же научно-технических раз­ра­бо­ток. Это опре­де­ля­ет их модель пове­де­ния отно­си­тель­но раз­ви­тия инфра­струк­ту­ры по иссле­до­ва­ни­ям и внед­ре­ни­ям и соору­же­ния струк­тур­но­го барье­ра, очер­чи­ва­ю­ще­го их исклю­чи­тель­ные воз­мож­но­сти в научно-техническом про­грес­се и отде­ля­ю­ще­го от груп­пы раз­ви­ва­ю­щих­ся стран.

Укра­и­на долж­на ста­вить зада­чу пре­одо­леть и этот барьер, одна­ко сле­ду­ет пони­мать, что для выпол­не­ния такой зада­чи нуж­но осу­ще­ствить эко­но­ми­че­ское навер­сты­ва­ние, вос­поль­зо­вав­шись опи­сан­ны­ми пре­иму­ще­ства­ми отста­ва­ния. Это что-то напо­до­бие сту­пе­ни раке­ты, кото­рая долж­на выве­сти корабль на опре­де­лен­ный уро­вень орбиты.

Фак­ты эко­но­ми­че­ской исто­рии сви­де­тель­ству­ют, что имен­но нахо­див­ши­е­ся в состо­я­нии эко­но­ми­че­ской рекон­струк­ции стра­ны дости­га­ли наи­выс­ших тем­пов роста. Поэто­му мы абсо­лют­но оправ­дан­но можем наде­ять­ся мини­мум на 7, а то и на 10% сред­не­го­до­во­го роста на про­тя­же­нии пят­на­дца­ти и более лет в про­цес­се такой рекон­струк­ции (см. табл. 2).Screenshot 5

Даже не сто­ит акцен­ти­ро­вать на том, что такой зада­че долж­ны быть под­чи­не­ны вся госу­дар­ствен­ная систе­ма и все обще­ство. Цена очень высо­кая, и приз слиш­ком доро­гой. На попу­лиз­ме, циниз­ме, позер­стве и про­чих похо­жих “под­хо­дах” это­го не сде­ла­ешь. Поэто­му эта высо­кая зада­ча спо­соб­на вычи­стить поли­ти­кум, кото­рый это­го не понимает.

Необ­хо­ди­мый блок политики

Что­бы вос­поль­зо­вать­ся име­ю­щи­ми­ся обсто­я­тель­ства­ми, их преж­де все­го нуж­но уви­деть, а это мы уже попы­та­лись сде­лать и пред­ло­жи­ли соот­вет­ству­ю­щий инстру­мен­та­рий поли­ти­ки навер­сты­ва­ния, что долж­но сти­му­ли­ро­вать струк­тур­ную транс­фор­ма­цию мате­ри­аль­но­го про­из­вод­ства в Украине.

В осно­ве такой транс­фор­ма­ции оста­ют­ся прин­ци­пы рыноч­ной эко­но­ми­ки, в част­но­сти энер­гия пред­при­ни­ма­тель­ства. Част­ные кор­по­ра­ции и пред­при­ни­ма­те­ли — важ­ные аген­ты изме­не­ний, неза­ви­си­мо от стра­ны их про­ис­хож­де­ния. Поэто­му надо моти­ви­ро­вать их инве­сти­ци­он­ные настро­е­ния. Такое моти­ви­ро­ва­ние невоз­мож­но без базо­вых эко­но­ми­че­ских сво­бод, а имен­но: защи­щен­ная соб­ствен­ность, низ­кие адми­ни­стра­тив­ные барье­ры вступ­ле­ния в биз­нес, рав­ное поле игры для внут­рен­них и внеш­них инве­сто­ров. Поэто­му этот блок реформ абсо­лют­но необходим.

Одна­ко для Укра­и­ны, где кор­по­ра­тив­ная и пред­при­ни­ма­тель­ская сре­да пока сла­ба, это­го недо­ста­точ­но. Укра­ин­ские част­ные пред­при­я­тия не опе­ри­ру­ют тем мас­шта­бом чело­ве­че­ских и финан­со­вых ресур­сов, а так­же зна­ний и навы­ков, кото­рых тре­бу­ет постро­е­ние высо­ко­тех­но­ло­гич­ной про­мыш­лен­ной струк­ту­ры. Поэто­му кто-то дол­жен вос­пол­нить эти про­бе­лы. В част­но­сти, при­влечь в Укра­и­ну пря­мые ино­стран­ные инве­сти­ции, кото­рые при­но­сят совре­мен­ные тех­но­ло­гии и прак­ти­ки управ­ле­ния биз­не­сом. А это­го никто, кро­ме госу­дар­ства, оче­вид­но, не сде­ла­ет, да и исто­ри­че­ски в ана­ло­гич­ных ситу­а­ци­ях не делал.

Итак, госу­дар­ство долж­но стать самым актив­ным аген­том изме­не­ний струк­ту­ры мате­ри­аль­но­го про­из­вод­ства в Укра­ине. Его обя­зан­ность — вос­пол­нить про­бе­лы, свя­зан­ные с дефи­ци­том стар­то­вых ресур­сов, зна­ний, ори­ен­ти­ров, коор­ди­на­ции, а так­же внут­рен­ни­ми и внеш­ни­ми ком­му­ни­ка­ци­я­ми. Все это преду­смат­ри­ва­ет блок весь­ма про­ак­тив­ной и прак­ти­че­ской поли­ти­ки эко­но­ми­че­ско­го навер­сты­ва­ния. Пунк­тов этой поли­ти­ки не так уж и мно­го. Вот основ­ные из них.

1. Сни­же­ние сто­и­мо­сти денег в Укра­ине и содей­ствие накоп­ле­нию капи­та­ла кор­по­ра­ци­я­ми и домо­хо­зяй­ства­ми. В усло­ви­ях нашей эко­но­ми­ки суще­ству­ет очень мно­го про­ект­ных воз­мож­но­стей с высо­кой став­кой внут­рен­ней доход­но­сти, кото­рых нет в раз­ви­тых стра­нах. Это, опять-таки, пре­иму­ще­ство отста­ва­ния. Поэто­му финан­со­вая поли­ти­ка сни­же­ния учет­ной став­ки для усло­вий Укра­и­ны будет зна­чи­тель­но более эффек­тив­ной, чем для зре­лых экономик.

2. Изме­не­ние фис­каль­ной поли­ти­ки, а имен­но — реши­тель­ное уве­ли­че­ние рас­хо­дов на базо­вую инфра­струк­ту­ру за счет как пуб­лич­ных финан­сов, так и госу­дар­ствен­ных кор­по­ра­ций, отве­ча­ю­щих за инфра­струк­ту­ру. Это уде­ше­вит сто­и­мость част­ных инве­сти­ций, уси­лит потен­ци­ал эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия и в усло­ви­ях Укра­и­ны при­не­сет эко­но­ми­че­ский рост. Одно­вре­мен­но надо повы­сить шан­сы оте­че­ствен­ных про­из­во­ди­те­лей вос­поль­зо­вать­ся воз­мож­но­стя­ми внут­рен­них заку­пок, выров­няв асим­мет­рии, воз­ни­ка­ю­щие из нерав­ных усло­вий досту­па к финан­сам или тех­но­ло­ги­ям. Тогда мож­но быть уве­рен­ным в ком­пен­са­ции этих обще­ствен­ных рас­хо­дов буду­щи­ми нало­га­ми от роста про­из­вод­ства в новых секторах.

3. Обна­ро­до­ва­ние инди­ка­тив­ных (про­гноз­ных) пла­нов эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия на коротко- и сред­не­сроч­ную пер­спек­ти­ву (3–5 лет) и объ­яс­не­ние сути этих пла­нов обще­ству. Речь идет не об арха­из­ме дове­де­ния объ­е­мов про­из­вод­ства чего-то и кому-то, а об ожи­да­е­мых мак­ро­эко­но­ми­че­ских пока­за­те­лях и рас­хо­дах на эко­но­ми­че­скую дея­тель­ность (гос­за­каз). Это вне­сет эле­мент пред­ска­зу­е­мо­сти, столь необ­хо­ди­мый для пла­ни­ро­ва­ния инве­сти­ций част­ным сектором.

4. Уве­ли­че­ние рас­хо­дов на раз­ви­тие на реги­о­наль­ном уровне, в част­но­сти на ту же инфра­струк­ту­ру. Коор­ди­на­ция цен­траль­ных пла­нов с пла­на­ми мест­ных гро­мад и тре­бо­ва­ние про­фес­си­о­наль­ной раз­ра­бот­ки соот­вет­ству­ю­щих реаль­ных пла­нов раз­ви­тия в реги­о­нах. То, что раз­ра­бо­та­но сей­час, обыч­но носит фор­маль­ный характер.

5. Про­ве­де­ние про­фес­си­о­наль­но­го тех­но­ло­ги­че­ско­го ауди­та, кото­рый реаль­но пока­жет, в каких направ­ле­ни­ях Укра­и­на может осу­ще­ствить соб­ствен­ные про­ры­вы или удер­жать­ся на пере­до­вых пози­ци­ях в научно-технических раз­ра­бот­ках. Эти направ­ле­ния долж­ны быть под­дер­жа­ны посред­ством рас­пре­де­ле­ния рис­ков в их финан­си­ро­ва­нии меж­ду госу­дар­ством и вен­чур­ны­ми инве­сто­ра­ми, а так­же под­го­тов­кой сту­ден­тов соот­вет­ству­ю­щих специальностей.

6. Осу­ществ­ле­ние внеш­них ком­му­ни­ка­ций с меж­ду­на­род­ны­ми кор­по­ра­ци­я­ми по пово­ду орга­ни­за­ции ими выпус­ка в Укра­ине про­дук­ции, име­ю­щей при­зна­ки срав­ни­тель­ных кон­ку­рент­ных пре­иму­ществ про­из­вод­ства у нас. Предо­став­ле­ние им инди­ви­ду­аль­ной под­держ­ки и сти­му­лов. Такая актив­ность долж­на быть мас­штаб­ной и под­го­тов­лен­ной, а не эпи­зо­дич­ной и фор­маль­ной, как это было до сих пор. То есть надо знать, с каки­ми кор­по­ра­ци­я­ми и в каких стра­нах вести пере­го­во­ры. Это неслож­но опре­де­лить экс­перт­но. При­ве­ден­ные пунк­ты 1–3 это­му очень будут способствовать.

7. Одно­вре­мен­но нуж­но менять обще­ствен­ные настро­е­ния апа­тии и отстра­не­ния. То, что уже про­ис­хо­дит в Укра­ине, до сих пор неви­дан­но. Посколь­ку Укра­и­на за десят­ки лет про­хо­дит путь раз­ви­тия, кото­рый дру­гие стра­ны про­хо­ди­ли за сот­ни. Итак, необ­хо­ди­мо уве­ли­че­ние дело­во­го кон­тен­та в сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции, в част­но­сти — уве­ли­че­ние чис­ла сооб­ще­ний об успеш­ных исто­ри­ях, кри­ти­че­ская мас­са кото­рых очень быст­ро сде­ла­ет свое дело.

Осо­бен­но­стью совре­мен­но­го мира явля­ет­ся мгно­вен­ное рас­про­стра­не­ние инфор­ма­ции, как бла­го­при­ят­ной, так и нега­тив­ной. Поэто­му инфор­ма­ция об инве­сти­ци­он­ных воз­мож­но­стях Укра­и­ны из уст авто­ров исто­рий успе­ха очень быст­ро под­ни­мет вол­ну здо­ро­во­го ажи­о­та­жа и инте­ре­са к Украине.

Деталь­но поли­ти­ка струк­тур­ных изме­не­ний про­мыш­лен­но­сти Укра­и­ны еще тре­бу­ет дора­бот­ки, одна­ко ком­плек­са выше пере­чис­лен­ных мер уже будет доста­точ­но для кри­ти­че­ских сдви­гов в поль­зу инве­сти­ци­он­но­го про­цес­са, с кото­ры­ми инду­стри­аль­ная поли­ти­ка стра­ны свя­за­на реша­ю­щим обра­зом. Речь идет имен­но о пря­мых инве­сти­ци­ях в те сек­то­ра пере­ра­ба­ты­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти, кото­рые име­ют срав­ни­тель­ные пре­иму­ще­ства и появ­ле­ние кото­рых будет озна­чать дивер­си­фи­ка­цию и тех­но­ло­ги­че­ский рост про­мыш­лен­ной струк­ту­ры. Ина­че гово­ря, этот про­цесс мож­но назвать вер­ти­каль­ным дви­же­ни­ем, или захва­том выс­ших цепей созда­ния добав­лен­ной стоимости.

***

И еще одно. Каж­дое вре­мя пред­ла­га­ет свой набор фак­то­ров раз­ви­тия. Посто­ян­но появ­ля­ют­ся окна воз­мож­но­стей. Но если ими вовре­мя не вос­поль­зо­вать­ся, воз­мож­но­сти теря­ют­ся. Напри­мер, может эми­гри­ро­вать боль­шая часть луч­ших рабо­чих, или исчер­пать­ся какой-либо при­род­ный ресурс, или дру­гие про­из­во­ди­те­ли зай­мут пер­спек­тив­ные рын­ки. Что­бы не терять таких воз­мож­но­стей, стра­ны гене­ри­ро­ва­ли соот­вет­ству­ю­щую поли­ти­ку развития.

Нынеш­нее вре­мя пред­ла­га­ет Укра­ине необ­хо­ди­мый набор фак­то­ров для быст­ро­го эко­но­ми­че­ско­го навер­сты­ва­ния. Роль госу­дар­ства оста­ет­ся кри­ти­че­ски важ­ной. Оно долж­но коор­ди­ни­ро­вать весь про­цесс. В фоку­се соот­вет­ству­ю­щей поли­ти­ки долж­ны нахо­дить­ся раз­ви­тие фак­то­ров про­из­вод­ства (капи­та­ла и чело­ве­че­ских ресур­сов) и струк­тур­ные изме­не­ния промышленности.

Эта поли­ти­ка долж­на сти­му­ли­ро­вать пря­мые инве­сти­ции и пред­при­ни­ма­тель­ство. На этом пути допу­стим про­тек­ци­о­низм отно­си­тель­но отдель­ных отрас­лей, преж­де все­го — маши­но­стро­е­ния, в част­но­сти через огра­ни­че­ние импор­та или пре­фе­рен­ции во внут­рен­них тен­де­рах. При­вле­кать нуж­но сра­зу новей­шие тех­но­ло­гии. Затра­ты госу­дар­ства на эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие в таких слу­ча­ях — неми­ну­е­мы, но они сто­ри­цей оку­пят­ся буду­щи­ми дохо­да­ми, кото­рые будет гене­ри­ро­вать пере­ра­ба­ты­ва­ю­щая промышленность.

Поли­ти­ка струк­тур­ной транс­фор­ма­ции про­мыш­лен­но­сти про­грам­ми­ру­ет появ­ле­ние десят­ков тысяч малых и сред­них пред­при­я­тий. Поэто­му это путь граж­дан­ско­го обще­ства, путь сред­не­го клас­са. Если идти по это­му пути, то уже через 10–15 лет млад­шее поко­ле­ние укра­ин­цев будет жить в обнов­лен­ной стране с высо­ким уров­нем дохо­дов и дивер­си­фи­ци­ро­ван­ной и откры­той про­мыш­лен­ной струк­ту­рой, тех­но­ло­ги­че­ски инте­гри­ро­ван­ной в про­из­вод­ствен­ные про­цес­сы Про­мыш­лен­но­сти 4.0. и будет ста­вить перед собой уже новые зада­чи пост­ин­ду­стри­аль­но­го раз­ви­тия. Но делать это надо сооб­ща, здесь и сейчас.

Источ­ник: https://zn.ua/business/ekonomika-naverstyvaniya-262190_.html