Круглый стол «Промышленная модернизация Украины»

25.01.16

biz8

Круглый стол «Модернизация промышленности Украины: структурные преобразования и новые производства» был проведен в ТПП Украины 23 декабря 2015. Организаторы — ГП «Укрпромвнешэкспертиза» и ТПП Украины. В мероприятии приняли участие около 50 участников — представители органов власти, бизнеса, экспертов, общественных организаций, отраслевых ассоциаций.

Идея проведения круглого стола исходит из понимания профессиональной общественностью состояния, в котором находится экономика Украины и необходимости практических действий по ее модернизации.
Так, экономика Украины критически отстает от экономик стран-соседей. Для преодоления разрыва необходимо достичь 8-9% прироста ВВП в течение 10 лет. В то же время, сфера материального производства Украины отмечается высокой степенью изношенности производственных фондов (до 84%), доминированием производства низших технологических укладов (около 90%), уменьшением доли перерабатывающей промышленности в структуре ВВП (с 20% в 2003г. До 11% в 2014.), потерей внешних рынков в условиях высокого уровня экспортной зависимости (доля экспорта в ВВП составляет около 50%) и оторванностью отечественной промышленности от потребностей внутреннего рынка.

Спикеры мероприятия:

  1.  Власюк Владимир, директор ГП «Укрпромвнешэкспертиза». Название презентации: Новая структура промышленности Украины. Товары, перспективные для производства и экспорта
  2. Бараш Николай, председатель Комитета предпринимателей по содействию развитию конкурентных отношений при ТПП Украины.Название презентации: Развитие эффективной конкуренции как предпосылка для инновационно-инвестиционной модели развития
  3. Салихова Елена, ведущий научный сотрудник Института экономики и прогнозирования НАН Украины, д.э.н.Название презентации: Без государственных интервенций в промышленное развитие структурные преобразования в Украине невозможны
  4. Шевченко Анастасия, главный специалист отдела безопасности реального сектора экономики.Название презентации: Промышленная политика в Украине: проблемы и приоритеты дальнейшего развития
  5. Чепижко Елена, директор по внешним коммуникациям Evrocar Ukraine.

Модератор мероприятия — Владимир Власюк

Владимир Власюк представил результаты исследования, выполненного по заказу Федерации работодателей Украины, по определению перспективных для производства и экспорта товаров перерабатывающей промышленности. В частности, такими товарами являются:

  1. Продукты питания и пищевые ингредиенты (мясопродукты, сыры, мука, яблочные соки, сливочное масло, сухое молоко, клейковина, сахарные сиропы).
  2. Продукция пищевых биотехнологий (лимонная кислота, лизин).
  3. Продукты деревообработки (плиты, фанера, паркет, доски, тара, деревянные конструкции, мебель) и картонно-бумажная продукция (бумага, картон, обои, бумажные полотенца и салфетки, картонная тара).
  4. Химическая продукция (пестициды, фармацевтика, мыло и моющие средства).
  5. Продукция легкой промышленности (одежда, обувь).
  6. Стройматериалы (керамические и сантехнические изделия, флоат-стекло, базальтовое волокно).
  7. Продукция металлообработки (металлопрокат, металлические слитки, титановый прокат, трубы, металлоконструкции, металлические изделия).
  8. Продукция машиностроения (транспортные средства, компьютерная и бытовая техника, сельскохозяйственная техника, горно-шахтное оборудование, подъемно-транспортное оборудование).

Данные товары представляют большие возможности для бизнеса, в т.ч. и для украинского. Это развитие требует инвестиций.

По словам спикера, не существует единого мероприятия, которое обеспечит приток инвестиций и устойчивый экономический рост. Нужен комплекс мер, а именно — экономические свободы, макроэкономическая, политическая и социальная стабильность, а также секторальные политики инвестиционных стимулов, ориентированные на конкретные группы товаров. На сегодня в Украине фактически отсутствует система инвестиционных стимулов, и этим она проигрывает другим странам конкуренцию за инвестиции.

Было предложено три типа политик, в зависимости от особенностей организации производства и продажи товаров. Так, составляющими политики по производству стандартных промышленных товаров должны стать быстрый доступ к инфраструктуре, снижение инвестиционных и операционных расходов и ограничения вывоза стратегического сырья. Для товаров, производимых в контролируемых иностранными ТНК цепях добавленной стоимости, политика должна предусматривать существование режима свободной таможенной зоны, создание Агентства по привлечению инвестиций. Для товаров, в производстве которых украинские производители благодаря НИОКР сохраняют контроль цепей добавленной стоимости, важны меры по поддержке экспорта, стимулирование внутреннего спроса (инфраструктурные проекты, госзаказ и т.д.) и государственное софинансирование НИОКР.

Реализация указанных политик требует использования следующих инструментов — индустриальные парки, зоны экспортной переработки, технопарки, банки развития и экспортно-кредитное агентство.

Николай Бараш (председатель Комитета предпринимателей по содействию развитию конкурентных отношений при ТПП Украины) отметил, что промышленная реструктуризация и реализация инновационно-инвестиционной модели развития нашего государства невозможны без эффективной конкуренции на товарных рынках Украины. На сегодня только 47% рынков имеют конкурентную структуру. Около 12% товарных рынков Украины — монополизированы, 16% — олигопольные, и 25% имеют признаки доминирования. Суммарные потери экономики в виде монопольной ренты оцениваются в 1-3% ВВП (50-70 млрд. грн.).

Полагаться на то, что рынок без какого-либо вмешательства государства обеспечит развитие местных производств и насыщения рынка товарами по доступным ценам, не надо. В качестве примеров были приведены ситуации на рынке фармацевтики, нефтепродуктов и розничной торговли.
В настоящее время присутствуют структурные деформации в звене дистрибуции лекарственных средств и нефтепродуктов. Нормализация маржи в продажах позволит снизить цены на 5-30% на лекарства, и на 30-35% на нефтепродукты.

В ритейле несовершенная конкурентная среда привела к внедрению и содержанию необоснованной структуры розничных цен, введению значительных сроков отсрочки платы за поставленный товар и переложение практически всех рисков розничной торговли на производителей и поставщиков товаров. Благодаря ограничению конкуренции ритейлеры ежегодно получают дополнительно около 20 млрд. Грн. (более 1% ВВП).

Также было отмечено, что защита конкуренции — это «вторая Конституция» страны. Внедрение настоящей конкуренции невозможно без гражданского общества в лице самоуправляемых организаций — профессиональных союзов, ассоциаций, объединений. Их функция должна быть значительно усилена, для чего нужен отдельный специальный закон.
Необходимость промышленной модернизации, основанной на основе инновационной модели, стала основным тезисом выступления Елены Салиховой (Институт экономики и прогнозирования НАН Украины, д.э.н.). По ее словам, доля добавленной стоимости перерабатывающей промышленности в ВВП Украины сократилась с 44% в начале независимости до 14% в 2014г., Что свидетельствует о процессах деиндустриализации нашей страны. В то же время, за последние десять лет средние темпы роста валового накопления основного капитала в Украине были значительно ниже темпов роста ВВП, что также является индикатором отсутствия модернизации в стране.

По мнению Е. Салиховой, чтобы достичь устойчивого экономического роста, норма накопления основного капитала в Украине должна быть не менее 25% ВВП. Промышленность должна иметь опорой внутренний рынок, а экспорт должен быть гармоничным дополнением.
По мнению Анастасии Шевченко (Национальный институт стратегических исследований), дополнительной предпосылкой развития промышленности должно стать формирование эффективного институционального фундамента, который предусматривает утверждение четкого плана действий по развитию промышленности в 2020г., Создание консультативно-совещательного органа по развитию промышленности и упорядочения правового поля функционирования саморегулируемых организаций. Одним из основных инструментов модернизации промышленности должно быть развитие кластеров путем создания специальных кластерных организаций; использования программного подхода к развитию кластеров интернационализации кластеров и стимулирования межкластерного взаимодействия; акцентирование кластерной политики на развитии МСБ.

Елена Чепижко представила на примере компании Еврокар возможности организации в Украине современного автомобильного производства на основе NEM-модели. Было выделено следующие практические преимущества организации производства в Украине — стоимость рабочей силы, выгодная логистика и близость к границе, ненасыщенный внутренний рынок. Из практического опыта компании, человеческий капитал Украины абсолютно пригодный к соответствующему обучению и выполнению квалифицированной работы.
Также была высказана уверенность в возможности организации производственных кластеров в автопроме. В западноукраинских областях уже есть производства автокомплектующих для мировых концернов. Компания пошла на риск, инвестировав десятки миллионов долларов, и сейчас ответ за государством.

К обсуждению присоединились:

  • Руслан Ильичев (генеральный директор Федерации работодателей Украины), который представил разработку ФРУ, выполненную с участием иностранных и отечественных экспертов «Программа модернизации Украины», которая может стать основой общего плана правительства и бизнеса,
  • Игорь Шумило (советник Киевской школы экономики), Олег Креховский (советник народного депутата), Ландар Иван и Владимир Панченко (директор Института общественных исследований им. А. Поля).

Данные эксперты и большинство присутствующих на круглом столе гостей пришли к согласию в следующем:

  1. Украина должна остаться индустриальной державой с развитым машиностроением.
  2. Необходимо сконцентрироваться на развитии перерабатывающей промышленности, поскольку только она способна обеспечить создание значительного добавленной стоимости и необходимого количества рабочих мест в Украине.
  3. В Украине в настоящее время существует большая необходимость в сильной и цельной промышленной политике. Сконцентрировать функции промышленной политики нужно в одном органе государственной власти (МЭРТ). Некоторые участники обсуждения выразили мнение о целесообразности создания отдельного министерства, ответственного за промышленность.
  4. Необходима система мер по стимулированию инвестиций. Нужно внедрение ряда инструментов и механизмов привлечения инвестиций (индустриальные парки, зоны экспортной переработки, технопарки, агентство по привлечению инвестиций, банк развития).
  5. Нужна организация масштабного технологического обучения по примеру успешных сейчас стран, которые проходили данный этап (Южная Корея, Китай, Индия).
  6. В структуре модернизированной экономики другая и намного большая роль отводится гражданскому обществу в лице самоуправляемых организаций, в том числе профессиональных ассоциаций и объединений. Такое структурное звено играет важную роль в экономике Евросоюза. В частности, оно обеспечивает реальную связь между бизнесом и властью.
  7. Экспорт должен сыграть ключевую роль в обогащении страны и экономическом росте. Также отдельно было высказано мнение, что опорой должен быть внутренний рынок, а экспорт — его гармоничным дополнением.