МИНПРОМ: «Вниз за прибыльностью»

15.06.12

m_logo-2В отличие от производства и внешних продаж стальных полуфабрикатов и проката, в украинском секторе чугуна наблюдается стабильная ситуация.

Объемы его выпуска в январе-мае 2012 соответствуют показателю за аналогичный период прошлого года, а при экспорте отмечается даже определенный подъем. Такой тренд эксперты объясняют тем, что при снижающихся ценах на сталь нашим метпредприятиям выгоднее наращивать в зарубежном сбыте долю продуктов нижних переделов. Украинский товарный чугун, при текущей конъюнктуре на рынках металлургического сырья, пользуется неплохим спросом у традиционных потребителей за рубежом.
Конъюнктурные нюансы для рынка чугуна

По статистике Кабинета министров, за январь-май 2012 наша страна ощутимо сократила выпуск продукции высоких металлургических переделов. В сравнении с АППГ выплавка стали в Украине уменьшилась на 4,4% (до 14,04 млн. тонн), а производство металлопроката – на 7,7% (12,02 млн. тонн). За 4 месяца года приоритетные для наших метзаводов- и комбинатов экспортные продажи стальной продукции снизились почти на 10% (7,53 млн. тонн) против января-апреля 2011.

Иная картина вырисовывается в отношении чугуна. За январь-май 2012 в стране было выпущено 12,09 млн. тонн этой продукции, что на 1% превысило аналогичный результат 2011. Четырехмесячный объем внешних продаж украинского чугуна вырос в годовом соотношении на 6,3%, до 562,4 тыс. тонн. Причем в апреле данный показатель увеличился в сравнении с мартом в 2,4 раза, а против апреля-2011 – почти на 10%.

Скачкообразный рост апрельского экспорта товарного чугуна вполне можно было бы свести к одним лишь знаковым особенностям этого рынка. Последний характеризуется осознанными периодическими замираниями: трейдеры по несколько месяцев накапливают партии в портах, ожидая выгодной конъюнктуры или крупного заказчика, с последующей массированной отгрузкой в короткий период. Скажем, еще в марте 2012 внешние поставки этой продукции из Украины демонстрировали снижение относительно предшествующего месяца на 17,9%, как и в феврале – на 33,9% в сравнении с январем.

«Рваная» динамика немало отличала зарубежные продажи украинского чугуна и в прошлые годы. Но сегодня все большее влияние на сегмент начинают оказывать и другие нюансы. Вот как объясняет складывающийся сейчас «чугунный» тренд старший аналитик ИГ «Арт Капитал» Дмитрий Ленда. Во время кризиса, когда потребление продукции с высокой добавленной стоимостью падает, Украина, как крупный экспортер стальных полуфабрикатов проката, снижает их производство. При этом в условиях глобального дефицита ЖРС потребители рассматривают различные варианты использования сырья для выплавки стали – с целью снижения затрат. Чугун же в какой-то степени является заменой ЖРС.

«При благоприятной конъюнктуре иностранным меткомпаниям бывает приемлемей закупить чугун на стороне (его транспортировка в чушках может обойтись дешевле, чем в случае с ЖРС — в пересчете на процент содержания железа) и не выплавлять его на своих мощностях из приобретаемого железорудного сырья. Для наших предприятий, которые располагают внутрикорпоративным доступом к ЖРС, в такие моменты выгодно увеличивать выпуск товарного чугуна», — рассуждает аналитик «Арт Капитала».

Кроме сохраняющегося в мире дефицита ЖРС увеличению продаж товарного чугуна способствует и наблюдающаяся сегодня конъюнктура по другому виду метсырья – лому черных металлов. По итогам мая был отмечены изменения в ценовых корреляциях между этими продуктами. Так, соотношение импортной турецкой цены на лом марки 3А к экспортной на украинский чугун выросло с 0,94 в апреле до 0,97 в мае. Другими словами, металлолом для местных потребителей стал дороже в сравнении чугуном. «Металлурги могут варьировать соотношение указанных материалов в шихте для выпуска стали. И чем больше цена на лом, тем выше потребность в чугуне как альтернативном сырьевом компоненте для сталеплавильного производства», — утверждает Д.Ленда.

Аналитик ГП «Укрпромвнешэкспериза» Юрий Добровольский также увязывает усиление потребности в чугуне (а значит – и прирост в отечественном производстве данной продукции) с ситуацией на рынке металлолома, точнее, — с дефицитом его предложения по приемлемой цене. На фоне этого, по итогам 4 месяцев 2012, доля чугуна в структуре сталеплавильной шихты меткомбинатов суммарно составила 756 кг/тонн, тогда как за аналогичный период 2011 – 680 кг/тонн.

Нынешний же подъем в экспортных поставках украинского чугуна, по его мнению, немало обусловлен проблемами наших металлургов в сбыте стальной продукции. «Снижение спроса на прокат на внешних рынках вынуждает украинские метпредприятия ориентироваться на торговлю товарным чугуном для поддержания прибыльности своей деятельности. Тем более что главными его экспортерами выступают вертикально-интегрированными группы, владеющие собственным ресурсом железорудного сырья», — констатирует эксперт.

Стратегия и тактика чугунного экспорта

Основной тон в формировании внешнего спроса на товарный чугун отечественного выпуска, по словам Ю.Добровольского, в текущем году задает Турция. Несмотря на кризисные явления в мировой экономике, крупные меткомпании этой страны – Kardemir и Erdemir — значительно повысили объемы производства. (Первая из них, к примеру, нарастила выплавку стали в январе-марте 2012 относительно АППГ на 23,5% — прим. автора). Значит, возникла дополнительная потребность в сырье. В результате за три месяца текущего года Турция импортировала чугуна почти на 40% больше, чем в I квартале 2011.

«И одними из ключевых его поставщиков выступили украинские предприятия. Именно за счет роста спроса на турецком рынке и произошло увеличение зарубежных продаж нашего чугуна», — подчеркивает представитель Укрпромвнешэкспертизы. (По информации Кабмина, в апреле на долю Турции пришлось 53,6% в общеукраинском экспорте чугуна, или почти 113 из свыше 210 тыс. тонн).

Системные поставки товарного чугуна из Украины еще полтора-два года назад фактически сводились к одному лишь заводу «Донецксталь – МЗ». В тот период его продукция могла занимать до 80% в украинском чугунном экспорте; в отдельные месяцы на внешние рынки уходило около 90% всего чугуна, выпускаемого на этом предприятии. Располагая весьма развитыми мощностями в доменном переделе (а также – доступом в рамках группы к собственному коксующемуся углю и коксу), на Донецкстали-МЗ еще до кризиса рассматривали данный сегмент металлоэкспорта в качестве одного из магистральных.

Этой стратегии на предприятии намерены придерживаться и в последующем. Как сообщало в мае ИА «Интерфакс-Украина» со ссылкой на бизнес-презентацию группы Донецксталь, в 2012 компания планирует увеличить продажи товарного чугуна до 1,4 млн. тонн (в 2011 – 1,1 млн. тонн) и до 1,5 млн. тонн в 2013-2016.

На текущий год такие планы отчасти можно объяснить недавним закрытием мартеновских мощностей на заводе, в результате чего высвободившиеся от передельной цепочки объемы чугуна и намерены предлагать рынку в качестве готового продукта, в чушках. На последующие – уже осознанной политикой концентрации товарного выпуска преимущественно на первом метпеределе. Ведь указанное увеличение чугунных продаж прогнозируется даже с учетом появления в группе к/в 2013 электрометаллургического комплекса с годовым объемом выплавки в 1 млн. тонн стали.

Но пока эти цифры – лишь на бумаге. К настоящему моменту Донецксталь-МЗ, если и не утрачивает былые почти эксклюзивные позиции в зарубежном сбыте чугунных чушек, то вполне позволяет освоиться в сегменте иным украинским метпроизводителям. По данным Укрпромвнешэкспертизы, уже в 2011 доля этой группы в украинском экспорте товарного чугуна составила 61% от общих 1,8 млн. тонн. В тот же период два предприятия группы «Метинвест» — ММК им. Ильича и Азовсталь – обеспечили в экспортных поставках этой продукции около 16 и 9% соответственно.

Тенденция к уменьшению активности Донецкстали по чугунному направлению отечественного металлоэкспорта сохраняется и в настоящем году. За январь-апрель 2012 удельный вес продукции завода в суммарном объеме внешних продаж украинского чугуна снизился до 58% (328 тыс. тонн). Одновременно с тем, в первые четыре месяца года доля ММК им. Ильича здесь составила 20%, МК «Азовсталь» — 11%, МК «Запорожсталь» — 6%, Енакиевского МЗ – 3%.

Как видно, суммарное участие предприятий, активами которых владеет Метинвест, в поставках украинского чугуна за рубеж увеличилось на 10% в сравнении с итогом 2011, когда этот показатель равнялся 30%. «За счет вертикальной интеграции (свои ЖРС, уголь и кокс, необходимые для получения чугуна) группа добивается относительно невысокой себестоимости по данному виду металлопродукции. Это и позволяет ей успешно конкурировать с Донецксталью-МЗ и предприятиями из России и Бразилии при поставках товарного чугуна в такие традиционные регионы его потребления, как Турция, Италия и США», — резюмирует Ю.Добровольский.

При всем том, нельзя утверждать, что для Метинвеста – как в случае с Донецксталью-МЗ — зарубежные продажи чугунных чушек могут быть возведены в ранг приоритетного сбыта. В первой из названных групп всегда делали акцент на стремлении производить и продавать металлопродукцию с как можно более высокой степенью добавленной стоимости. И фиксируемое ныне повышение роли товарного чугуна в структуре поставок предприятий Метинвеста – скорее вынужденный шаг в период неблагоприятных в целом трендов по стальным направлениям нашего металлоэкспорта. При улучшении ситуации со спросом на металлопрокат эта группа явно вернется к преимущественному использованию чугуна «по переделу» — для выплавки стали с последующим производством готового проката.

Сергей Кукин

МинПром