DELO.UA: «Почему Украина резко увеличила импорт металлургического кокса»

21.01.14

m_logo-2Притом, что украинское производство металлургического кокса демонстрирует существенное падение — на 9% за четыре месяца 2013-го в годовом соотношении (до 5,88 млн. тонн), импорт этого материала подскочил в разы. «Интерфакс-Украина» приводит такие данные отраслевого объединения «Металлургпром»: в январе-апреле в страну было ввезено 412 тыс. тонн кокса против 86 тыс. тонн за аналогичный период прошлого года. Иными словами, украинский коксовый импорт с начала года вырос в 4,8 раза.
В госпредприятии «Укрпромвнешэкспертиза» (УПЭ) называют несколько иные цифры. По оценкам этой организации, в отчетный период украинские предприятия импортировали 451 тыс. тонн кокса, в то время как в январе-апреле 2012-го — 156 тыс. тонн. По такой системе «импортных координат» ввоз коксовой продукции в нашу страну с начала года увеличился примерно в 2,9 раза. Но в обоих случаях можно говорить о кратном подъеме в этой сфере.
Отмеченное выше падение в национальной коксохимической промышленности уже не один месяц объясняется неблагоприятной ситуацией в металлургическом производстве Украины (основной потребитель кокса). Кроме того, в качестве одного из факторов уменьшения выпуска данной продукции указывается освоение отечественными металлургами технологии вдувания пылеугольного топлива (ПУТ) в доменном производстве. Ее использование приводит к заметному уменьшению расхода кокса при выплавке чугуна. Это же, в некоторой мере, может служить и определенным объяснением резко возросших его поставок в Украину из-за рубежа…
Основным импортером кокса в нынешнем году выступает комбинат «АрселорМиттал Кривой Рог» (АМКР), на который в отчетные месяцы пришлось порядка 80% в таких поставках, говорит аналитик ИК Eavex Capital Иван Дзвинка. Остальное ввозится в основном в адрес МК «Запорожсталь». Существенный рост импорта этой продукции, по его словам, немало был продиктован сокращением спреда между ценами на кокс отечественного и зарубежного производства. «Наблюдалось более заметное падение цен на более качественный, по сравнению с отечественным, импортный кокс», — комментирует аналитик.
Руководитель проекта «Delphica» (аналитическая структура УПЭ) Александр Крайников уточняет — в январе-апреле текущего года АМКР импортировал 362 тыс. тонн кокса. 313 тыс. тонн при этом было поставлено из Польши, остальное — из Казахстана, с комбината «АрселорМиттал Темиртау». Для сравнения: за те же месяцы 2012-го в адрес криворожского метпредприятия было завезено 147 тыс. тонн польского кокса.
Эксперт объясняет такое резкое увеличение импортных поставок для одного только предприятия — АМКР — оптимизацией внутрикорпоративных затрат в рамках всей группы ArcelorMittal, в которую входит сегодня бывшая «Криворожсталь». В Польше упали объемы производства металлопродукции, поэтому избыточный кокс глобальная стальная корпорация распределяет оттуда на Кривой Рог. К этому представитель «Delphica» добавляет, что цены на украинское угольное сырье, применяемое для изготовления кокса, сейчас перегреты.
«С внедрением пылеугольного вдувания на «Запорожстали» вынуждены уделять больше внимания качеству кокса, а значит и качеству угольного сырья. Такое сырье обходится дороже. Поэтому компаниям, которые не обеспечены своими угольными активами, становится выгодным импортировать качественный кокс», — объясняет А. Крайников.
Стоимостные причины, впрочем, всей заинтересованности украинских компаний в импорте металлургического кокса не объясняют. Можно предположить, что резкий рост в объемах его поставки из-за рубежа в определенной степени продиктован и намерением украинского правительства закрыть в текущем году иностранный канал обеспечения метпредприятий этим материалом. Речь идет о постановлении КМУ № 225 от 13 марта, которым вводится квотирование угольного импорта и фактически запрещается ввоз кокса в страну. Не исключено, что перед вступлением данных мер в законную силу с 1 июня некоторые украинские меткомпании пытаются создать определенный запас качественного импортного кокса…